Все новости
Год полезных дел
16 Июня , 15:28

Нуритдин стал Николаем, Шакирьян - Александром

Редакция газеты «Серп и Молот», которую в то время критиковали за то, что она сдает газету, задерживая выпуск на несколько часов, смогла справиться с проблемой только в начале семидесятых. Произошло это после того, как коллектив возглавил Рауф Насыров, молодой, энергичный и передовой руководитель, который был и организованным, и талантливым одновременно.

Нуритдин стал Николаем, Шакирьян - Александром
Нуритдин стал Николаем, Шакирьян - Александром

В конце шестидесятых доставка периодической печати до читателей было делом государственным. Его контролировал исполком горсовета и анализировал ситуацию, опираясь на конкретные факты.

Местная власть знала, что жители города в 1967 году выписывали в 2,5 раза больше газет, чем в 1963-ем, но получали их с опозданием на два дня. Поиск причин выявил, что своевременной доставке мешает отсутствие на домах табличек с названиями улиц и номерами домов. Темные подъезды и деревянные почтовые ящики, из которых выпадала корреспонденция, так же были названы в списке проблем. Устраняли их всем миром, возложив обязанности на горкомхоз, который должен был заняться нумерацией домов. Горно-обогатительный комбинат взял на себя вопросы освещения городских подъездов и лестничных клеток. Строительный трест № 146 пообещал в течение месяца заменить старые почтовые ящики.

Редакция газеты «Серп и Молот», которую в то время критиковали за то, что она сдает газету, задерживая выпуск на несколько часов, смогла справиться с проблемой только в начале семидесятых. Произошло это после того, как коллектив возглавил Рауф Насыров, молодой, энергичный и передовой руководитель, который был и организованным, и талантливым одновременно. Не только пишущий, но и рисующий редактор находил время для того, чтобы сдавать в номер прекрасные карандашные портреты миндякских шахтеров, байрамгуловских животноводов и кирябинских лесорубов. Они производили сильное впечатление и поражали тем, что непрофессиональный художник в перерывах между редакторскими и журналистскими обязанностями успевал рисовать лица и изображать характеры.

Устный коллективный «портрет» подписчиков, созданный в 1972 году, тоже его заслуга. Отвечая на вопросы анкеты, более пятисот жителей города и района рассказали о себе. Выяснилось, что самыми активными читателями являются холостые рабочие промышленных предприятий, на втором месте – женщины до 30 лет, поколение  сорока- и пятидесятилетних в основном представлено мужчинами. Характерное и для тех лет обвинение: «Вашу газету выписывают только пенсионеры» оказалось неверным, они вместе со школьниками заняли последние строчки газетного рейтинга. Эти данные были необходимы редактору для того, чтобы сохранить авторитет газеты и удержать тиражи, которые в семидесятые годы каждый год увеличивались в среднем на одну тысячу. Объяснить это можно не только разнообразием тем, но и брутальным коллективом, в котором, к примеру, в в первой половине семидесятых о жизни, производстве, сельском хозяйстве, культуре и спорте писали только мужчины. Рауф Насыров, Федор Шусткин, Михаил Дементьев, Алик Ахмадуллин, Геннадий Игнатов, Гамир Казаккулов, Сергей Подынь - единственный мужской состав за 90-летнюю историю газеты.

Начитанные и воспитанные, сами сочиняющие прозу и стихи, писали коротко и ясно, всюду успевали и имели четкое представление о том, что происходило в районе. За его будущее «отвечал» Алик Ахмадуллин, Михаил Дементьев и  Федор Шусткин специализировались на эпохе семидесятых, Гамир Казаккулов описывал фронтовые подвиги героев Великой Отечественной войны, Геннадий Игнатов и Рауф Насыров перелопачивали прошлое, восстанавливая забытые страницы Гражданской войны и золотой истории района. Их увлекательные истории публиковались не только на страницах газеты, но и авторских изданиях. Одно из них Рауф Насыров посвятил Шакирьяну Мухамедьянову. В книге «Откуда ты родом, Матросов?» он нарисовал подробную картинку из детства героя, предположив, что это поможет нам понять, как и почему Шакирьян стал Сашей.

Когда ему было 11лет, в районе насчитывалось около 2000 дворов, занятых поиском и добычей золота, чуть более 1000 хозяйств единоличников, 610  подворий, вступивших в колхозы, 497 семей бедняков и 44808 дворов, хозяевам которых был присвоен статус кулаков-отщепенцев. То есть благополучных, уверенных в настоящем и будущем жителей  в то время в Учалинском районе не было. Маленький Шакирьян Мухамедьянов знал, что такое голод, и не мог учиться в школе зимой, потому что не имел теплой и одежды и родных, которые могли бы заботиться о нем. Отец Шакирьяна – Юнус бабай был лишен половины ступни одной ноги, плохо видел. Был известен тем, что рассказывал байки про то, как пил с Лениным чай в пустыне, как прилетал к нему  Сталин на самолете, и что по большому счету он (Юнус Мухамедьянов) – богатый человек, который закопал в землю бочку с золотом и дегтем, только не помнит, куда. Одним словом, подрастающему Шакирьяну и будущему Александру не на кого было положиться, но он, проживая в маленькой хибарке, крытой дерном, мечтал о другой жизни и знал, что делают десятки деревенских мальчишек, чтобы наесться досыта. Они убегали от невыносимой деревенской нищеты в детские дома, называя себя русскими именами. Так Буранбай становился Борисом, Нуритдин – Николаем, Абдулла – Алексеем. Наш Шакирьян стал не только Александром, но и Героем Советского Союза, земляки которого в 1946 году пытались доказать, что родом он из башкирской деревни Кунакбаево. История сопоставления двух имен и двух судеб, написанная Рауфом Насыровым, увлекательная, убедительная и подкреплена конкретными фактами. Он умел искать и находить их, рассказывать о них и обладал множеством других талантов, которые позволили радиотелеграфисту стать художником, писателем, способным руководить коллективом таких же творческих людей.

Автор: Мавлия Рахимова
Читайте нас