Красиво смотрятся. Казалось бы, что тут такого неординарного: пожилой мужчина со спутницей запасаются облепихой.
До того все согласованно. Мужчина крепко держит ведро, все еще сильными руками сгибает ветви, чтобы женщине было сподручно собирать ягоды…
Может, и не все горожане знают Муждабу Хайретдинова, а вот в районе он человек известный - один из бывших руководителей в сфере сельского хозяйства. Родом из деревни Москово. Когда началась война, у его мамы Махупъямал апай на руках остались трое сыновей. Мал мала меньше. Отца сразу забрали на фронт.
- Мы - дети войны, а что это значит, доподлинно знают только те, кто пережил все ужасы тех лет, - говорит он.
Да уж, в самых пронзительных воспоминаниях детства отнюдь не идиллические картинки. Ранняя весна, в доме жутко холодно. Когда ели в последний раз и не помнят. Рядом нет матери, ушла в поисках съестного. Мальчики уже не плакали - на слезы не осталось сил... И тогда в дом зашла незнакомая женщина, принесла целую банку сухого гороха. Как оказалось, мама где-то раздобыла, у самой сил не было быстро дойти до дома, вот и попросила знакомую быстрее донести еду до голодных детей. Как это было божественно вкусно!
Потом стало чуть легче. Отец вернулся с фронта, вскоре родился четвертый сын, но им суждено было расти без отца. Так получилось. Махупъямал апай и тут не сломалась, не могла себе такого позволить.
- А еще она была хорошей свекровью, в деревне ее уважали, авторитетная была женщина, - в наш разговор включается и Танзиля апай. - Она постаралась дать сыновьям образование.
И все они встали на ноги, были друг другу опорой и поддержкой.
- Хотя и росли в непростых условиях, нас тянуло к знаниям. Восемь километров до Наурузово пешком ходили в школу, - вспоминает наш герой.
После школы сразу же призвали в армию. Отслужив три года, поступил в Пермский сельхозинститут на зоотехнический факультет. Сначала трудился в совхозе «Поляковский». Затем перевели в колхоз «Коммунар» главным зоотехником. А вот в колхоз «Башкирия» не хотел, поскольку жилья не было.
- Тогда меня пригласили в кабинет к первому секретарю Марату Латыпову. Сидит за столом, вдруг вытянул руку, пощелкал пальцами - так делают, когда просят что-то передать. По простоте душевной вручил авторучку, думал: надо что-то подписать. Оказалось, затребовал партбилет за непослушание. Объяснил ситуацию, вник в проблему. Сказал, жилья нет, зато выполню какую-нибудь личную просьбу. Попросил лишь месячную передышку. Съездил в санаторий, чуток отдохнул, - Муждаба агай признается, что был и остается коммунистом. И не жалеет об этом. Умели работать и работали, говорит он. А Танзиля апай лишь вздыхает:
- Действительно, работали, себя не помня. Я его мельком и видела, когда ночевать приходил, и так всю жизнь - на работе.
Будучи председателем колхоза «Башкирия», и вовсе пропадал в делах. После был зоотехником в сельхозуправлении, а затем главным зоотехником.
Танзиля апай тоже всю жизнь честно трудилась. До сих пор вспоминает, как, будучи зоотехником, верхом на лошади приходилось ездить. В девичестве Шаймарданова, она родом из села Учалы. Окончила Уфимский сельскохозяйственный институт. Вместе они 50 лет. Есть дочь и четверо внуков. На двоих больше 70 лет стажа.
- Жизнь, она ведь сложная штука. Бывает и хорошее, и плохое, - говорит Танзиля апай, перебирая в ведре ягоды. - Как вот эти плоды облепихи. Встречаются и спелые вкусные ягоды, и горькие. А в итоге получается сладкое варенье - лишь бы хватило терпения и трудолюбия…
Номер газеты:№ 76 (28.09.2018)