Все новости
Картина дня
25 Ноября 2019, 18:25

Найти золотую середину

Жители деревень Ильчигулово, Мулдакаево и Орловка поднимают вопросы экологического характера, связанные с добычей золота

Жители деревень Ильчигулово, Мулдакаево и Орловка поднимают вопросы экологического характера, связанные с добычей золота


С Саньяром Московым стоим на пригорке вблизи деревни Ильчигулово. Мы на территории ООО «Горнодобывающая компания «Алтын Яр».


Геологическое изучение

По названию предприятия сразу понятно - тут добывают золото, а если точнее, речь идет о добыче руд и песков драгоценных металлов и руд редких металлов. Компания ООО «ГДК «Алтын Яр» зарегистрирована в Учалах. Образована в октябре 2015 года.

- Золото рядом с нашими населенными пунктами добывалось издавна. Мы прек-расно понимаем, что этого не избежать. Весь сыр-бор пошел из-за того, что золотодобыча приблизилась вплотную к деревне, - поясняет мой собеседник.

В последнее время жители деревень Ильчигулово, Мулдакаево, Орловка поднимают вопросы экологического характера в связи с добычей этого драгметалла. Этот факт и лег в основу небольшого журналистского расследования.

От жителей этих населенных пунктов не раз приходилось слышать, что лицензия предприятия выдана только на разведку, а не на добычу. Подняв соответствующие документы, выяснили, что основным видом деятельности предприятия является «геологическое изучение, разведка и добыча россыпного золота Верхне-Миасской группы россыпей». Фирме присвоен регистрационный номер. Тут не придерешься.
Все делается по договору

Вопрос второй: можно ли добиться того, чтобы разработка не велась рядом с деревней? Директор компании Рауф Хакимов при встрече пояснил, что они работают строго на тех земельных участках, которые им были выделены в соответствии с земельным законодательством, которое не нарушают. Вопрос - почему участки выделены так близко к деревне - это к Гослесфонду, ведь пока они никоим образом не затрагивали земли сельхозназначения, работали только на государственных площадях.

- При выделении земель Гослесфонда публичные слушания не предусмотрены. Все делается по договору, - пояснил Хакимов. - Прекрасно понимаем опасения населения, стремимся проявить добрую волю и найти компромисс. На сходе граждан жители этих деревень выразили желание, чтобы работы проводились на расстоянии не менее одного километра от домов.

Вопрос третий: по поводу пастбищ и сенокосных угодий, рекультивации использованных участков. Как утверждает Хакимов, они не затронули земли сельхозназначения. Тут нужно объяснить: в населенных пунктах зачастую скот пасется и на полях государственного лесного фонда без оформления каких-либо документов. Хотя по законодательству у населения должны быть разрешения и на выпас, и косьбу, и на прочую деятельность на землях ГЛФ. Привычка считать государственные участки «своими» не меняют их правовой статус. Директор не скрывает: нарушение целостности природных ландшафтов и отдельных их составляющих при золотодобыче, конечно же, происходит. И это неизбежность.

- Но мы стараемся минимизировать наше влияние, - отмечает он. - Что касается рекультивации конкретного земельного участка «Кумач», то, согласно утвержденному плану мероприятий, мы должны ее закончить до июля следующего года. Речь идет о снижении наклонной поверхности бортов карьера, зачернении черноземом и посеве многолетних трав. Будет проточный водоем, построим для пожарной машины подъезд. Что касается района «Костяшек», мы туда ездили, там просто кошмар, что творится. «Чернокопатели» все разворотили, они работают незаконно. Будем обращаться в полицию.

Кстати, жители близлежащих деревень в курсе, что тут и там работают «чернокопатели». А где же в этом случае правоохранительные органы, которые так рьяно откликаются на малейшие нарушения природоохранного законодательства в тех же сельских поселениях? Согласитесь, незаконно срубленная корявая березка под волокушу для сена куда менее значительна, чем незаконная добыча золота с использованием техники и без соблюдения каких-либо правил и ограничений.

В администрации Ильчигуловского сельского поселения проинформировали, что за последние два года пять-шесть человек обратились с вопросами выделения сенокосных угодий, и все просьбы были удовлетворены. Также заверили, что площадей для ведения сельского хозяйства хватает.
Крапинки амальгамы

Теперь вопрос четвертый, который больше всего заставляет задумываться: на сходе граждан, состоявшегося шестого ноября, местный депутат Анвар Алимов заявил, что в песке иногда можно натолкнуться на крапинки амальгамы. Смесь металла с ртутью называется «амальгамой». Амальгамация является самым древним из существующих методов добычи и обогащения золота. Этот процесс продолжают использовать в золотодобыче и в наши дни. Ртуть применяют, в основном, если золото мелкое (мельче 1 мм), и выделить его промывкой из черного песка не удается. В России применение ртути было запрещено в 1988 году.

Рауф Хакимов утверждает, что ртуть в золотодобыче они не применяют. Тогда откуда же возник вопрос? До запрета в 1988 году ее использовали широко: расход в золотодобывающей промышленности СССР составлял сотни тонн в год, причем подавляющая часть этого металла поступала на отвалы и в биосферу (наша республика продолжает оставаться одним из крупнейших производителей золотодобытчиков).

На территории Башкортостана выделяют четыре основных района, где с давних пор производили добычу золота. В их числе Учалинский и Баймакский районы, где самое большое сосредото-

чение золотых жил. При этом золотодобыча ведется уже с давних времен. И потерянная еще в советское время ртуть нередко встречается при переработке тех же хвостов шлихообогатительных фабрик (ШОФ) и техногенных отвалов.

Директор и не отрицает факта, что иногда в песке появляются следы применения ртути:

- Мы сами ее не применяем, но ведь везде находятся старые отвалы. При добыче, наоборот, убираем грязную породу.

Добавил, что анализы воды регулярно берутся, и что она соответствует нормам СанПиНа. К сожалению, то, что в Учалинском районе нет своего эколога, негативно сказывается в решении вопросов обеспечения экологической безопасности населения.
Решение проблемы?

На предприятии «Алтын Яр» работают семьдесят человек, из них тридцать - жители Ильчигулово, Мулдакаево, Орловки, остальные - из близлежащих населенных пунктов. Десять человек - это те, которые до этого трудились вдали от семьи вахтовым методом на Севере. Некоторые готовы вернуться в следующем году.

- У меня восемь детей и, конечно же, для меня работа - это все. И заработной платой, что получаю на предприятии, доволен, - говорит житель Мулдакаево Газимьян Зайнагабдинов.

Такого же мнения и отец троих детей Альмир Серажетдинов. Мы их остановили прямо на улице.

Глава Ильчигуловского СП Залифа Абшагитова рассказала, что благодаря «Алтын Яру», удалось решить многие насущные проблемы по соцобъектам.

- Они всегда готовы помочь. В результате чего удалось провести ремонтные работы в школе, дошкольном учреждении и в местной больнице. Благодаря им, мы надеемся, появится универсальная спортивная площадка, - отметила она.


Кстати

Не надо строить иллюзии, что вокруг «наша» земля, и мы можем распоряжаться ею, как нам заблагорассудится. Все эти вопросы регламентируются федеральными законами. Особенно на территории государственного лесного фонда и там, где залегают полезные ископаемые. Другой вопрос - чтобы при этом соблюдались и другие законы и правила, которые должны защищать интересы местного населения. Как нам показалось, руководство ООО «Алтын Яр» готово найти «золотую середину» во взаимоотношениях с сельчанами. Но здесь требуется добрая воля обеих сторон.
Номер газеты: № 90 (22.11.2019)



Читайте нас: