Какая профессия самая, что ни на есть, мужская? В наше время, когда в Вооруженных силах и правоохранительных органах наравне с сильным полом служат и женщины, ответить на этот вопрос непросто.
Нет места здесь для женщин
Сложно сегодня сказать, в какой сфере представительницы прекрасного пола не трудятся. Но все-таки такие профессии есть. Шахтеры и проходчики - это абсолютно мужские профессии. Будучи человеком, который не раз спускался под землю, со всей ответственностью могу сказать: вот где, ну уж точно, не место женщине. Уверена, со мной даже непреклонные феминистки согласятся.
То, что работа шахтера требует физической выносливости, здоровья, смелости и ответственности, - это только одна сторона медали. Там, под землей, требуется проявление совсем иных качеств. Важна психологическая выдержка. А еще быстрая реакция, хладнокровие, а также умение логически мыслить даже в экстремальных ситуациях.
Пионеры освоения месторождения
Все эти черты у нашего сегодняшнего героя Ильдара Габидуллина в достатке. Проходчик VI разряда (кстати, самого высокого) подземного участка горно-капитальных работ Учалинского подземного рудника. И у него вся судьба связана с градообразующим предприятием. Сам он из Аургазинского района. Вырос в деревне, в семье колхозников. Казалось бы, откуда появился интерес к горняцкой профессии? Оказалось, в свое время приезжал к родственникам погостить, в Учалах понравилось, поэтому и остался.
В комбинате трудится с 1992 года. Сначала устроился работать грузчиком, затем пошел на курсы подготовки проходчиков. После стажировки и практики в 1993-м начал трудиться проходчиком и, как сам признается, не пожалел. Говорит, профессия нравится. А иначе разве работал бы 26 лет под землей?!
До 2018 года трудился на первом участке Учалинского подземного рудника, который ныне уже дорабатывается. С прошлого года перешел на второй участок. Себя без преувеличения может считать первопроходцем. Ведь они сейчас пионеры освоения Ново-Учалинского месторождения. Именно проходчики прокладывают путь в недра. Именно они готовят горные выработки для последующей добычи полезных ископаемых. Выполняют весь комплекс работ по проходке на шахтах.
В их обязанности входит подготовка забоя, его бурение, согласно паспорту работ. Эти шпуры нужны для размещения в них взрывных веществ. После отгрузки горной массы погрузочными машинами проходчики приступают к креплению выработки. Затем обеспечивают безопасность, устанавливая крепи (крепь - это искусственное сооружение, возводимое для предотвращения обрушения пород в горных выработках).
- Говорят, это месторождение куда глубже Учалинского? Сложнее работать? - интересуюсь у него.
- Работа есть работа, что там, что здесь, - отвечает коротко, без лишних слов.
Как оказалось, глубина на новом месторождении доходит до 810 метров. Это еще не предел. Пока они трудятся на отметке 680 метров. Как горняки добираются до таких глубин? По клети Учалинского подземного рудника спускаются до глубины 460 метров, а дальше до непосредственного места работы их довозит специальный автобус. Вы только представьте - под неимоверной толщей земли ехать на автобусе!
Если остаются, то надолго
В бригаде их четверо, работают посменно.
- Рим Игликов, Азат Мирасов, Айгиз Фахретдинов... Ребята все молодые. Айгизу, вообще, еще только двадцать три года.
- Говорят, что сейчас молодежь куда слабее предыдущих поколений?
- Это почему же? - не соглашается мой собеседник. - И в наше время люди разные были, и в нынешнее. А молодые ничем не хуже, работают наравне с нами, ни в чем не уступают. Может, немного опыта не хватает, но ведь это дело наживное. И не в поколениях дело, а в отдельно взятом человеке. Кроме того, в нашей профессии не все выдерживают. Так было раньше, так и сейчас. Зато, если остаются работать, то уже надолго.
Под землей задействована только импортная техника, проверенная временем, надежная. Сегодня Ильдар Габидуллин трудится на буровой установке Sandvik DD 311 - 40. Это уже его шестая машина разных модификаций за все время работы под землей. Что взять с «железки», она быстро изнашивается в суровых условиях... А люди куда выносливее даже самой надежной техники.
У Ильдара Габидуллина и сын пошел по стопам отца. Он пока учится в Екатеринбурге на инженера по горно-взрывным работам. Нет сомнений, из него получится хороший горняк, ему есть с кого брать пример.
Одно, основное, пожелание нашему собеседнику, да и всем учалинским шахтерам: чтобы количество спусков под землю равнялось числу успешно завершенных смен!
Номер газеты: № 54 (12.07.2019)