Все новости
Общество
8 Ноября 2019, 17:54

Выдержке научился в спецназе

Про свой заслуженный орден Мужества старший прапорщик Вадим Ахмедкиреев особо рассказывать не любит.

Про свой заслуженный орден Мужества старший прапорщик Вадим Ахмедкиреев особо рассказывать не любит.


Специального назначения

Даже коллеги, с которыми он проработал много лет в отделе вневедомственной охраны, говорят, что обычно открытый и добродушный Вадим на расспросы о награде, сразу переводит тему на другое…

Беседую с Вадимом Ахмедкиреевым, а в разговоре мелькают названия населенных пунктов, которые лет двадцать назад ежедневно звучали во всех сводках новостей - Хасавюрт, Урус-Мартан, Ханкала… И если для нас, жителей мирного Урала, война была где-то там, то для восемнадцатилетнего Вадима с нее как раз и началась служба в Вооруженных силах.

- Сдал экзамен в местное СПТУ-98, где учился на водителя, а на следующий день призвали в армию, - вспоминает Ахмедкиреев. После успешной сдачи теста Купера по психо-физической подготовке, сразу определили в 7-ой отряд специального назначения «Росич» в станицу Казачьи лагеря Ростовской области. Новобранцев учили стрелять из всех видов оружия, выживать в различных ситуациях, осваивать военную науку.

7 декабря 1999 года рядовой третьей группы специального назначения Ахмедкиреев был командирован в Чеченскую республику.

В обязанности бойцов входило освобождение заложников, сопровождение высокопоставленных лиц и ликвидация бандитских формирований.


Друг другу братья

Самым сложным в этой службе прапорщик называет потерю друзей в боях.

- Недаром спецназ называют «братством», - говорит он. - Вот и мы считали друг друга братьями. В редкие минуты затишья делились рассказами о себе, своей жизни до армии, любили слушать истории о культуре и красоте родного края. К примеру, я рассказывал друзьям про наши горы, реки и озера, они мне - про бескрайние степи. Были друг другу опорой в жестких условиях войны. Специфика войск спецназа такова, что здесь нет «дедовщины». Старший по званию общается с новичками без пафоса, может запросто подойти и назвать тебя братишкой.

Первый бой рядового произошел в населенном пункте Партизанский под Урус - Мартаном. Тогда боевики полностью разгромили колонну с продуктами, боеприпасами и топливом дивизии «Дон-100». Спрашиваю у своего собеседника: «Не хотелось ли тогда, оказавшись в самом эпицентре войны, все бросить и уехать туда, где тепло и спокойно?» Недоумевает: «Такое считалось позором. Перед отправкой в Чечню у всех новобранцев спрашивали о готовности служить в этой южной республике. Отказов и отступивших не было ни одного».


Совсем с иной стороны

- Боевики всегда прятались в мечетях, - вспоминает боец, - поскольку знали, что у нас есть приказ: не стрелять по храмам и домам мирных жителей. Мы поэтапно, дом за домом, выкуривали их из населенных пунктов. В тот первый бой получилось так, что «кольцо», которым были окружены боевики, где-то оказалось открытым. И поэтому им удалось уйти.

Тогда же пошли первые потери: в бою погиб земляк из Челябинской области - водитель водовоза и его напарник - взлетели на воздух, попав под обстрел.

Как считает Ахмедкиреев, это был самый сложный в психологическом плане бой. Вроде и тренировки проходили успешно, а на практике война показывала себя совсем с иной стороны. Действовать приходилось по ситуации, а не «по бумажке». Фраза «тяжело в учении, легко в бою» не всегда, получается, оправдана…

Из запоминающихся боев: преследовали банду Шамиля Басаева и его полуторатысячное войско в Аханкале. Предстояло выбить формирование из населенного пункта, не причиняя вреда мирным жителям.


Погиб боевой расчет

Бои велись ежедневно: преследовали боевиков, уходивших в горы. В жестокой битве с гилаевскими бойцами под поселком Комсомольск потеряли наибольшее количество ребят. Тогда же погиб весь боевой расчет вместе с командиром группы Яффаровым.

- Погиб Антон из нашей группы, - при этих воспоминаниях Вадим старается быть сдержанным, однако вижу, как медленно меняется выражение его лица, - кличку Байкер другу дали за тату в виде мотоцикла на предплечье. Он показывал мне свои доармейские фотографии с мотоциклами, портрет любимой девушки… За два дня увольнения даже успел жениться! Затем поехал в Чечню и погиб… Как? При осмотре здания в селении один из бойцов увидел пулемет. От прикрепленной к нему «растяжки» взлетел на воздух весь отряд, сразу двенадцать человек… Говорят, что, когда у привезенных бронежилетов и шлемов погибших юношей поставили свечи, с них просочилась кровь - как с икон…

Полгода службы в горячей точке миновали. Однако Чечня, по-видимому, не хотела сразу отпускать учалинского парня. В то время, когда в Ханкале эшелон уже был готов к отправке, грузили транспорт, у Вадима …лопнул аппендицит! Операцию пришлось делать срочно - прямо в палатке военно - полевого госпиталя. Затем его на вертолете переправили во Владикавказ. Рана не заживала, даже ходить не мог: ох, было бы несправедливо, если бы боец, выживший при обстрелах, погиб от неудачной операции по удалению аппендицита! Однако через месяц молодой организм все же восстановился, Вадим встал на ноги.

- А вас девушка ждала? - спрашиваю Вадима, на счету которого 27 боевых выходов.

Взгляд командира отделения теплеет, а лицо озаряется улыбкой:

- С Дилей дружили с девятого класса! Всю службу переписывались. Письма приходили к нам раз в полтора месяца: во время смены офицерского состава. Их сразу ворох набирался: от девушки, одноклассников, мамы и сестренок. Не всегда успевали отвечать. Говорил сослуживцам: во время дежурства пишите письма! Ведь каждое из них может оказаться последним…


Что на Родине ожидало?

…После госпиталя вернулся в свою часть в Ростовскую область. Бойцу, ставшему к тому времени уже старшим прапорщиком, подсчитали оставшийся срок службы и обрадовали: «Готовься. Через три недели - домой!»

Что на родине ожидало в те годы ребят, отслуживших в горячих точках? Как и все его сверстники, Вадим столкнулся с безработицей и безденежьем. В деревне оставаться было бессмысленно, поехал в Уфу, где дождавшаяся со службы девушка училась в нефтяном университете. Пришлось трудиться в частных организациях: крыть крыши, заниматься ремонтом - брался за любую работу.

Теперь уже много лет - с 2003 года - Вадим Ахмедкиреев служит в отделе вневедомственной охраны г.Учалы. Работал старшим группы задержания, затем водителем, заместителем командира взвода, а с 2011 года - командиром отделения. В его обязанности входит работа с дисциплиной и обучением личного состава, контроль за боевыми нарядами.

В дружной семье Ахмедкиреевых подрастают три сына, старшему из которых семнадцать лет, а младшему скоро исполнится годик. Как и должно быть: мальчишки гордятся своим отцом и его боевыми успехами!

Гульнара Аблаева.

Номер газеты: № 86 (08.11.2019)










Читайте нас: