Все новости
Общество
3 Июня 2021, 11:42

«Памятник мне ставить не нужно, ванную бы…»

«Всю жизнь буду носить тебя на руках!» - мужчины охотно говорят такого рода высокопарные слова своим любимым. Порою, не осознавая значения, просто ради красного словца, в пылу страсти. Я вот смотрю на сидевшую передо мной женщину и даже не восхищаюсь, слишком банально, а всем сердцем проникаюсь неподдельным уважением к ее мужеству. Это не ее, а она сама всю жизнь носит дорогого человека на руках.

«Я всю жизнь буду носить тебя на руках!» - мужчины охотно говорят такого рода высокопарные слова своим любимым. Порою, не осознавая значения, просто ради красного словца, в пылу страсти.
Дорогого человека носит на руках
Я вот смотрю на сидящую передо мной женщину и даже не восхищаюсь, слишком банально, а всем сердцем проникаюсь неподдельным уважением к ее мужеству. Это не ее, а она сама всю жизнь носит дорогого человека на руках.
Гузель Мунировна выросла в столице республики, в хорошей семье, в любви и заботе. Еще бы, она ведь была единственным ребенком. Поступила в авиационный техникум. В один из декабрьских дней встретила свою судьбу - Марселя Муратова. Сказать, что он был красавцем, нет, обычный парень, ничем не приметный. Как-то на улице в шутку кинул снежный комочек в приглянувшуюся девушку. Ведь в отличие от шустрой и бойкой Гузель, он вырос в деревне и немного терялся в большом городе. Чтобы подойти к девушке и познакомиться, как положено, смелости не хватало. Как говорится, неисповедимы пути Господни. Через две недели Марсель увез красавицу Гузель в Учалинский район, в деревню Ильтебаново, где они и поженились в морозный декабрьский день 1972 года. Почему не остались в Уфе? Потому что Марсель тоже был единственным ребенком в семье, не смог бросить родителей.
Началась обычная семейная жизнь. Он устроился работать на Учалинский горно-обогатительный комбинат, она - на картонно-рубероидный завод. Вскоре получили жилье. Через год родился ребенок - сын Азамат. Они мечтали о большой семье, хотели, чтобы детей было много. Но счастья хватило на неполных пять лет. Ровно сорок пять лет назад пришла беда. Это был погожий день апреля. Марсель возвращался с работы, точнее, с субботника. Когда переходил через улицу, его сбила машина. На высокой скорости налетела, протащив парня аж 75 метров. Жизнь разделилась на «до» и «после». В 23 года она, казалось, остановилась. Перелом второго, пятого, седьмого и девятого шейных позвонков. Приговор - никогда не встанет на ноги. Около двадцати лет назад ему ампутировали и одну ногу.
Гузель делала все, что могла. Ездили по врачам, даже в Ленинград, где Марсель пролежал почти два года. Известный хирург подтвердил - с такими переломами шансов нет. Вот уже 45 лет Гузель для мужа является всем - и верной женой, и сиделкой, самоотверженно борящейся за жизнь родного человека.
- В городе прожили двадцать лет. Когда умер свекор, мать Марселя сказала, что ей тяжело одной, тогда мы, оставив квартиру сыну, переехали жить в деревню. Свекровь умерла на моих руках, хорошая была женщина, - вздыхает она.
Впрочем, мама самой Гузель также была под присмотром и заботой единственной дочери. Даже похоронили ее на родине в Буздякском районе, как сама захотела.
Гузель при этом успевала держать хозяйство. Научилась доить корову, ездила в город продавать молоко. В последнее время отказалась, тяжеловато стало.
- Неужели окружающие не говорили, что вы молоды, красивы, можете найти другого мужа? - спрашиваю у нее.
- Говорили, и не раз. Даже мама твердила, мол, может, вернешься в Уфу? Я ее понимаю - хотела лучшей участи для единственного ребенка. Прислушивалась к советам, думала, но каждый раз ответ самой себе был одним - не оставлю. Ни за что, жить не смогу, если предам, брошу родного человека! Да и у сына должен быть отец.
Предприятие помогает
Сейчас у сына Муратовых Азамата - своя семья, живут в Уфе. Внучке 29 лет, окончила институт культуры, затем аспирантуру, внук учится в авиационном университете.
- Не смотрите на меня такими жалостливыми глазами. Все нормально. Недаром говорят издавна, что Всевышний дает человеку лишь те испытания, которые тот сможет вынести, и силу для преодоления трудностей. Мне всегда попадались только хорошие люди. Когда в городе жили, соседи там были добрые, и здесь, в деревне, готовы прийти на помощь. То молоко занесут, то огород вспашут. Ахтям Закиров, Салават Сафин, Шаура Нургалеева… - она начинает благодарить соседей, врачей, совсем чужих людей. - Да, бывали у меня ситуации, что не знала, как поступить. Когда переехали жить в деревню, нужно было сделать пандус для инвалидной коляски. Тогда муж еще сидел в коляске, это сейчас он только лежит. Его же надо было выводить на прогулку на свежий воздух. Но самое главное - баня во дворе. Мне приходилось на руках носить Марселя. Я ведь тоже не молодею с годами... Пошла к директору Учалинского горно-обогатительного комбината Закарии Гибадуллину. Он выслушал и помог бывшему работнику комбината, а в конце сказал, чтобы я обращалась к нему, когда нужна будет помощь. Думала, больше не побеспокою столь занятого руководителя, но пришлось еще раз сходить, когда возникла необходимость в установке ванны и туалета. Помню, когда в этот раз встретились, Закария Равгатович сказал: «Тебе надо памятник поставить», а я в ответ: «Памятник не нужен, мне бы только ванную». Так у нас в доме появился санузел. Огромное спасибо и низкий поклон руководству комбината. Газификацию дома завершаем, благодаря, опять же, финансовой поддержке градообразующего предприятия.
Не жалуется никогда
Дома чисто и уютно. Все вещи на своих местах. Даже во дворе такой порядок, что можно позавидовать. Если Гузель Мунировна удивила позитивной энергетикой и оптимизмом, то Марсель произвел благоприятное впечатление даже одним внешним видом. Уверенный взгляд, легкая улыбка, четкая речь и ясный ум. Понимаю, звучит как-то не так, но он действительно с виду совсем не похож на немощного человека.
- Его выдержка просто поражает. Никогда не жалуется, все тяготы переносит стойко, - отзывается о муже Гузель уважительно.
Как говорится, у хорошей жены муж завсегда герой.
Сама Гузель Мунировна - активный участник всех общественных мероприятий в деревне. Входит в состав клуба агинэй, находит время для участия в художественной самодеятельности.
- По пустякам никогда не приходит, обращается только тогда, когда действительно нужна помощь мужу, - говорит заместитель председателя Совета ветеранов УГОК Татьяна Карпушко, отметив, что предприятие всегда помогало и помогает пенсионерам и работникам, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Согласно коллективному договору АО «УГОК», если пенсионер едет в другой город на медицинское обследование, профком предприятия выделяет ему на дорогу (один раз в год) 1,5 тысячи рублей, на более сложные серьезные операции по заявлению - материальную помощь. При отдыхе в санатории-профилактории бывший сотрудник выплачивает только десять процентов от полной стоимости путевки. Имеется льготная подписка на газеты. Также каждый квартал предприятие выделяет пенсионерам по тысяче рублей. В случае смерти работника УГОК, членов его семьи комбинатом выплачивается материальная помощь.
Читайте нас: