Все новости
Общество
27 Ноября 2022, 12:52

Сердце не камень: как многодетная мама из Уфы вернула семерых детей из приюта

В последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. В этот день принято поздравлять и благодарить мам за заботу и любовь. Однако в жизни бывают ситуации, когда в помощи и поддержке нуждаются сами мамы.

Сердце не камень: как многодетная мама из Уфы вернула семерых детей из приюта
Сердце не камень: как многодетная мама из Уфы вернула семерых детей из приюта

Когда органы опеки забрали детей, Женя будто очнулась. Оглянулась и увидела… давно не знавший ремонта родительский дом, никому не нужные игрушки, грязное детское белье, пустые бутылки.

Впервые за много лет она осталась одна, нет ни детей, ни родных, ни денег. Одиночество угнетало, но и дало ясное понимание ситуации.

«Может быть, я и плохая мать, но мои дети будут жить дома», — решила она. Первым делом пошла и закодировалась.

Вернуть детей Жене помогли органы опеки. Именно они помогали ей с трудоустройством, а затем и с ремонтом дома. Нашли благотворителей, которые закупили все необходимое для ремонта и даже детскую мебель. Приставили куратора, которая все это время сопровождала Женю, разговаривала, подбадривала, мотивировала, а самое главное - поверила в искренность ее материнских чувств.

На сегодняшний день в Башкирии, по данным регионального министерства семьи, труда и социальной защиты населения республики, 7 160 семей находятся в социально опасном положении. В 2021 году в связи с проведенной работой по реабилитации «неблагополучных» родителей в кровные семьи вернулись 370 «социальных сирот». В 2022 году в семьи возвращено всего 43 ребенка.

Когда семью ставят на учет, социальные службы преследуют благородную цель — защитить детей. Но иногда детей забирают из семьи. Нередко в такой ситуации родители впадают в отчаяние, а дети страдают.

В некоторых случаях, чтобы вернуть детей в родную семью, бывает достаточно помочь родителям исправить ситуацию, как это случилось с мамой восьмерых детей 38-летней Евгенией Антошиной из Уфы.

Мама на грани

Евгения росла в обычной семье с мамой и папой, братом и сестрой. После школы отучилась на штукатура-маляра и начала работать в Дёме. Там и познакомилась со своим будущим мужем, а в 19 лет уже стала мамой. В молодой семье друг за другом родились четверо детей. И все бы ничего, но счастье молодой семьи разрушила скоропостижная смерть супруга.

«После смерти мужа мне так и не удалось найти надежного человека. Были отношения, но полноценную семью, несмотря на рождение детей, построить не получилось, — рассказывает Женя. — Потом с разницей в один год ушли из жизни папа и мама. Они были главной опорой в моей жизни, это окончательно выбило меня из колеи. Появился алкоголь, который едва не разрушил мою семью. Тогда я этого не понимала, думала, все это временно, что в любое время смогу остановиться, взять в себя в руки…

В селе, конечно, меня многие осуждали, прямо в лицо говорили, какая я плохая мать, пытались образумить. Все это я пропускала мимо ушей, пока кто-то из соседей не пожаловался на меня в органы опеки. Мол, детей не смотрю, пью. Начались постоянные проверки, честно, я пыталась держать себя в руках, но снова и снова срывалась. После очередной такой проверки всех семерых детей забрали. Старшему сыну тогда было 17 лет, а младшей дочери Еве всего один год.

Это случилось в ноябре прошлого года, по решению Кировского районного суда меня ограничили в родительских правах на 6 месяцев. Старших детей распределили в Социальный приют для детей и подростков Уфы, младшую дочку — в Республиканский дом ребенка.

Я пребывала в полном отчаянии, казалось, что весь мир ополчился против меня. И как ни странно, тогда меня поддержали органы опеки. Моя куратор из центра «Семья» объяснила, что я могу вернуть детей, что все зависит только от меня. Всячески поддерживала, мотивировала меня, помогла с устройством на работу.

Постепенно с помощью городского управления по опеке и благотворителей начали в доме ремонт, обновили мебель, привели в порядок и облагородили двор. Сама я устроилась продавцом в магазин, старалась как можно чаще навещать детей, привозить им гостинцы.

Тогда я не знала, что ношу под сердцем своего восьмого ребенка. Когда окончательно поняла, что беременна, приняла это как добрый знак.

Дочь родилась в июне 2022 года, а в последний день лета — 31 августа, я была восстановлена в правах в отношении всех своих детей.

Сейчас у нас все хорошо. Главное — мы вместе. Самому старшему сыну недавно исполнилось 18 лет, он учится в колледже. Дети постарше помогают присматривать за младшими, помогают по дому. У нас большой огород, выращиваем картошку, овощи, на следующий год хотим разводить кур. Благо помощников у меня достаточно.

Сложно сказать, что было бы со мной и детьми, если бы мне тогда не помогли. Иногда дети спрашивают: «Мама, а нас больше не заберут?» Я отвечаю: «Не заберут».

Виталий Чунарев, начальник отдела профилактики социального сиротства Уфы:

«Евгения Антошина прошла длинный и нелегкий жизненный путь. Женщина злоупотребляла алкоголем и не оказывала должного внимания семье. Специалисты пытались работать, разговаривать с ней, но на тот момент, из-за отсутствия ресурсов со стороны мамы, мы были вынуждены ограничить ее в родительских правах. Ее заслуга в том, что она смогла победить пагубное пристрастие, ради возвращения детей из соцучреждения. Семье была оказана помощь как со стороны муниципальных, так и государственных структур, и даже коммерческих организаций. Совместными действиями нам удалось настроить многодетную маму на путь исправления и вернуть детей в кровную семью».

Что делать, если ограничили в родительских правах?

В отличие от лишения родительских прав, их ограничение — это временная мера. Основанием для ограничения родительских прав служит опасность оставления ребенка с родителями. Это может случиться из-за болезни, тяжелых жизненных обстоятельств или из-за аморального поведения родителей, уклонения их от воспитания ребенка.

Ограничить родительские права можно только через суд. Такие дела обычно рассматриваются с участием прокурора и органов опеки. В решении суда должно быть обязательно прописано, кому передаются на воспитание несовершеннолетние: второму родителю, опекуну (попечителю) или органам опеки и попечительства.

Суд может разрешить контакты ребенка с родителем, который ограничен в правах, если сочтет, что на несовершеннолетнего не будет оказываться вредное влияние и не будут опасны для него.

Если в течение 6 месяцев после ограничения родительских прав мать или отец не изменит свое поведение, то суд по иску органов опеки и попечительства может лишить его возможности воспитывать ребенка или детей.

Если обстоятельства, из-за которых суд ограничил родителей в их правах, отпали, судья может отменить ограничительную меру. Для этого заинтересованная сторона подает в суд иск. Суд с учетом всех обстоятельств дела решает, отменять введенные ранее меры или нет. Если ребенок, достигший возраста 10 лет, выразит свое нежелание возвращаться в семью, то суд обязан будет учесть его мнение.

Автор:ИА Башинформ
Читайте нас: