Все новости
События и факты
26 Февраля 2020, 20:46

Публицист Шамиль Валеев: «Кем ты себя осознаешь, вопрос очень тонкий и личный»

Известный публицист Шамиль Валеев высказал собственное мнение по поводу определения каждым из нас национальной принадлежности.

Известный публицист Шамиль Валеев высказал собственное мнение по поводу определения каждым из нас национальной принадлежности.

- В Татарстане в последнее время стало очень много высказываний, которые, якобы, должны «помочь» многим определиться с нашей национальной идентичностью. Все печатные издания вдруг разом забеспокоились о судьбах жителей Башкирии, о том, что происходит в их головах и душах. Вспомнили, конечно же, не просто так, а в связи с предстоящей Всероссийской переписью населения, которая состоится осенью. Татар волнует,сколько же жителей Башкирии ответят на вопрос переписчика однозначно - «татарин». С той стороны реки Ик всё чаще прилетает: «запишитесь в татары или тьфу на вас!». Также говорят, что по Башкирии ходит какой-то этнический спецназ и всех переделывает в башкиры.

Кем ты себя осознаешь, вопрос очень тонкий и личный. Когда начинаешь о нём думать, иногда путаются мысли в голове, иногда становится муторно на душе, иногда появляются слезы на глазах, иногда - стучит в висках. А временами просто радостно от долгожданной встречи через века.

«Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Так сказано в Конституции Российской Федерации. Никто же статью 26 менять не собирается?

Я с большим удовольствием и каким-то даже волнением крупица за крупицей разбираюсь со своей родословной через Башархив.РФ и Нацархив. За последние несколько лет узнал о предках больше, чем за предыдущие сорок лет. К примеру, о мишарском пращуре Габдразаке, приехавшем проповедовать из-под Мензелинска в Чекмагуш в XVIII веке. О башкире-припущеннике Сююше, выходце из села Сарсаз-Такриман - нынешний Сармановский район Татарстана. О прабабушке Галиме, прадеде Файзрахмане, у которого формальная самоидентификация менялась в течение жизни. К своему удивлению в семейном альбоме нашел даже двух безымянных пока юных девушек, которые сочетали в своей одежде бархатный расшитый «камзул» и бархатный расшитый же калфак.

Наверное, у каждого, кто хоть немного соприкасался со своей родословной, есть такие моменты, которые рушат грубые стереотипы из сталинского прошлого.

Мне, как и многим моим землякам, не подходит выбор «или туда, или сюда». Я пытался определиться, у меня не получается. Под давлением это не делается.

Радий Хабиров, наш глава, также считает, что границу между башкиром и татарином очень сложно провести.

Вчера на «Татар-информе» прочитал слово «хыянат», которое прозвучало из уст известного татарстанского политолога. И лазам своим не поверил. Складывается такое впечатление, будто речь идет о присяге Татарстану и ее элите. Я, например, присягал только Российской Федерации.

Не спорю, в Татарстане много передовых моментов. Богато и современно. Только есть один момент, в котором без якшырак булдырдык.

Мы почти переболели национальными болячками, которые мешали жить и дружить. Этнократические перегибы 90-х и нулевых остались далеко в прошлом. Национальная политика не главенствует. Она далеко в тени таких тем, как ЖКХ, здравоохранение, промышленность, дороги.

У нас нет больше нефтяного подспорья, а федеральные трансферты на большие федеральные объекты лишь в планах. Живем скромно и на свои. Ещё и соседние республики успеваем обеспечивать талантливой молодежью. Нам особо некогда расширять кому-то глаза или массировать эпикантус, говаривал Муртаза Рахимов.

Конечно, приятно, что татарстанская интеллигенция, которая наполовину состоит из наших земляков, периодически беспокоится о нашей республике. Но мы тут у себя как-нибудь узебез булдырарбыз».

Фото из открытых источников

Читайте нас: