Озерный - один из самых отдаленных населенных пунктов района. Расположен в 75 километрах от города Учалы в красивом уголке природы рядом с озером Узунгулево.
Глава и староста. Работают вместе
Как и все жители дальних деревень, здесь люди привыкли полагаться только на себя и плечо односельчанина. Очень сплоченный народ, а еще селянам повезло со своим старостой. Накиб агай Аюпов - уважаемый человек. Бывший учитель, ветеран труда.
- Грустно, конечно, когда приходится слышать, что где-то школу или библиотеку не отстояли. В одно время и в нашем районе много общеобразовательных учреждений позакрывали. А что значат для деревни школа, клуб, библиотека, ФАП? Каждый социальный объект - это показатель жизни сегодня и перспектив на завтра. Работа старосты не просто в том, чтобы смотреть за тем, убираются ли дороги от снега, вывозится ли мусор, хотя это тоже важно. Главная задача - забота о будущем вверенного тебе населенного пункта. Оно есть, только если в деревне имеются социальные объекты, - считает Накиб Катипович.
Кстати, село небольшое. Население - 361 человек. И почту, и садик, и библиотеку им пришлось отстоять всем миром. Направлять письма, обивать пороги. Здание фельдшерского пункта было старым. Население обратилось с просьбами в положенные инстанции, Накиб агай даже до Уфы с челобитной дошел. В итоге в прошлом году у них появился модульный ФАП.
Благодаря ППМИ решили вопрос с электрическим освещением, огородили кладбище.
- С главой администрации Миндякского сельского поселения Зульфией Ишмаметьевой работаем рука об руку. Всегда ощущаем ее поддержку, это очень ценно. Вопросов, разумеется, много. Требуется клуб. Он есть, но здание старое. Надо решить проблему с водой. Люди пробурили скважины у себя в домах, но вода жесткая. Более-менее справились с вопросом бродячих собак. С жителями переговорили, объяснили, что к чему, они вняли. Но тревоги и хлопоты связаны не только с местными собачниками. На наше озеро приезжает отдыхать много людей со стороны. Иные из них почему-то своих животных оставляют здесь, - недоумевает староста.
В деревне человек всегда на виду
Накиб Катипович имеет большой авторитет в деревне. Благодаря ему здесь нет никого, кто бы продавал алкоголь из-под полы. Были такие, но вопрос решили. Без полиции - беседами и убеждениями.
Хотя селение отдаленное, молодежи немало.
- Было бы еще больше, если бы не безработица - бич малых населенных пунктов. Свыше сорока человек работает вахтовым методом. Четверо служат по контракту в Вооруженных силах, один из наших парней после окончания Рязанского десантного училища отдает долг Родине в Севастополе, шестеро работают в правоохранительных органах. Хотя я на пенсии, в душе остаюсь педагогом. И меня в первую очередь волнует вопрос воспитания будущего поколения. В семье нужно присутствие отца. Особенно сыновьям. Если мужчина все время работает на стороне, то, несомненно, воспитание страдает. Мама, какой бы хорошей она ни была, не заменит детям папу. Учитывая, что и в садике, и в школе в основном работают одни женщины, то, понятное дело, проблематично формировать настоящих мужчин - защитников и добытчиков. Сам вырос в большой семье, где шестеро детей. Отца практически не видели, он работал на шахте, но все чувствовали его незримое присутствие. Знали, что пришел с ночной смены, и мы должны беречь его сон. Мама всегда опиралась на слово хозяина дома. Да, вы сейчас, как и другие, не одобрите мое мнение, но я считаю, что в воспитании мальчишек иногда нужны не только отцовское слово, но и его ремень. У нас, у башкир, есть пословица, кто подражает отцу, смастерит лук, кто учится у матери, будет шить шубы. Мама тоже всю жизнь работала, не сидела дома, как в многодетных семьях того времени. Мы по хозяйству делали все сами. Я, как старший, распределял обязанности. Но даже в маленькой ячейке общества должны быть личный пример и авторитет, чтобы к твоему слову прислушивались, - считает староста. - Многого для этого не надо. Всегда нужно оставаться человеком. В деревне ведь ничего не скроешь, все на виду. И твои поступки, и твой двор, и твоя сущность. Тут красивыми высокопарными словами не обойтись. - Как бы человек не стремился закрыться в своем доме за высоченным забором, повесив на ворота табличку «злая собака», он - социальное существо. Жить в обществе и быть свободным от него никак не получится. Я это осознал очень рано. Давненько в деревне Зайникеево сбивали масло в промышленных масштабах. Мама руководила этим цехом. Заболела бруцеллезом. Когда родился я, врачи запретили ей кормить грудью. В самую тяжелую пору для нашей семьи пришли на помощь родные, соседи, односельчане. Меня вскормила Асма аби. Кто знает, может, она мне тогда жизнь спасла? Вот мы сейчас много говорим, что люди стали не те. Каждое новое поколение традиционно сетует на это. Люди разные, и нельзя всех скопом охарактеризовать, плохие они или хорошие. Меня сегодня больше волнует вопрос того, что дети предпочитают сидеть в телефонах, чем общаться со сверстниками. Мы должны готовить ребенка к социальной адаптации. Когда работал в школе, любил ходить в походы с учениками. Где только не были. Объездили, наверное, всю республику. В походных условиях дети лучше сближаются друг с другом. Я рассказывал про лекарственные растения, деревья, историю тех или иных мест. Сейчас же учителя завалены составлением разных отчетов. Бюрократия душит живую работу. И даже если бы захотели выбраться с ребятами в поход, такая морока получится. Сейчас родители выезжают на природу только на пикники. А кто должен воспитать любовь к природе, интерес к малой родине? До сих пор вспоминаю рассказы дедушки о названиях гор, озер… Даже маленькие ухабы и полянки в населенных пунктах, как правило, имеют названия и собственные истории. Многие ли из жителей населенных пунктов сейчас их знают? Вопрос риторический.
Был хорошим педагогом
Накиб Катипович - активный и уважаемый внештатный корреспондент газеты «Яик». Столько интересных исторических событий поведал староста со страниц издания. Еще он спортсмен. Радуется, что люди тянутся к здоровому образу жизни. В Озерном, кстати, популярна скандинавская ходьба.
- Раньше дети привлекались на общественные работы, умели трудиться, причем с охотой и азартом. Сейчас мы лишили их этого. Потом удивляемся, почему нынешние ребятишки такие вялые. За них работаем, принимаем решения и что в конечном счете получаем? В нашей семье, хотя оба родителя работали, денег все равно не хватало. Мы сами зарабатывали на учебники. Собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и продавали. На колхозных работах трудились. И что? Это нам как-то помешало учиться? Нет, наоборот, научились ценить деньги и получили многие умения, - сетует мужчина.
Накиб Катипович долгие годы отдал работе с детьми. Сам родом из деревни Галиахмерово, окончил Миндякскую школу. Учился в БГУ на филологическом факультете. Языковед, историк, был и военруком. Как вспоминают все те, кто видел его в этой ипостаси - был хорошим педагогом. Видимо, именно это способствовало тому, что стал хорошим старостой.
Как не трудно догадаться, троих сыновей они с супругой, тоже учительницей, Найрой Сайфулловной вырастили достойными людьми. Двое из них имеют по два высших образования, живут и трудятся в Уфе. Младший также достойно представляет фамилию Аюповых. У четы пятеро внуков.
Что уж греха таить, во многих населенных пунктах иные жители даже не знают своих старост в лицо. Они существуют только номинально. Не знать Накиб агая просто невозможно. В нем есть самые главные черты, которые нужны общественникам на селе - неравнодушие и деятельная любовь к малой родине.