Все новости
Экономика
1 Апреля , 09:20

Коневодство – наш конёк

Уверены Магафуровы из деревни Кажаево, одна из самых уважаемых семей в Тунгатаровском сельском поселении. Занимаются коневодством, у них КФХ.

Коневодство – наш конёк
Коневодство – наш конёк

Все началось со старенького мотоцикла, что от двоюродного брата достался. Шел 1992 год, так что даже такая техника была в цене. Тем более для молодоженов, которые только-только создали семью и каждый рубль был на счету. Не было жилья, да и, собственно говоря, всего остального не было.  Только любовь, неукротимая энергия молодости и стремление обустроить совместную жизнь.  Салават быстренько пустил технику в коммерческий оборот – обменял на пятимесячного жеребенка.

- Мы поженились очень рано, по 20 и 19 лет было. Торопились жить.  Только через пять лет обзавелись собственным домом. Ведь приходилось рассчитывать только на свои силы, ждать помощи неоткуда. Тяжело, конечно, но было бы здоровье и стремление, все получается, - рассказывают супруги Магафуровы.

А вот тот жеребенок стал настоящим кирпичиком в фундамент их будущего фермерского хозяйства, семейного достатка.  В этом году 24 года будет, как занялись вплотную коневодством.

Фермерское хозяйство официально зарегистрировали позже, тем не менее, поголовье свое собирают именно с тех пор. Все свободные деньги уходили только на лошадок. А ведь сейчас конь, даже неблагородных кровей, дороже подержанной машины стоит.

Флюза Ханифовна не стала перечить желанию мужа. Потому что знала, супруг просто «болен» лошадьми, души в них не чает. Хотя Салават Зикатович в свое время отучился на тракториста, тем не менее, любовь к лошадям в крови.

- У меня прадед был большим знатоком в коневодстве.  Может и другие в роду позже стали бы завзятыми лошадниками, но в советское время не разрешалось держать много скотины, тем более конепоголовье, - рассказывает глава семьи. 

 У Магафуровых лошадей сейчас более ста голов. К сожалению, за столько лет фермерской деятельности, ни разу не получали субсидии, хотя в свое время пробовали штурмовать соответствующие инстанции по данному вопросу. Что они имеют сегодня – исключительно благодаря своим стараниям.

- Документы сдавали и очень надеялись, что пройдем по конкурсу. Нам ведь для дальнейшего развития позарез нужна была кормозаготовительная техника. Земли более 300 гектаров Хотя лошади зимой находятся на тебеневке, все равно  нужна подкормка. Даже технику присмотрели, но в итоге не прошли, - Салават Зикатович благодарен «Россельхозбанку» - на их льготные кредиты еще прикупили лошадок.

 - Я-то что, все – заслуга супруга, - говорит Флюза Ханифовна.

Между тем, в семье многое зависит от женщины. Именно на ней держится домашнее хозяйство, уют в семье.

- Тридцать два года живете вместе со свекровью, это достойно уважения, - искренне говорю я.

- Вы что, у меня просто золотая свекровь. Всю жизнь прожили душа в душу. Она мне как вторая мама. Иногда подойдет, по спине похлопает  с любовью и так тепло становится на душе, - признается Флюза. – В этом году ей 90 лет будет. Это сейчас она  чуток сдала и постарела, а так всегда помогала и по хозяйству, и с детьми.

У Магафуровых их двое. Сын Айнур работает вахтовым методом на Севере. Гузель замужем, с супругом Вячеславом (он из села Буйда) воспитывают сына Кирилла. Кстати, пятилетний Кирилл пошел в деда, самозабвенно любит лошадей. Дедушка с бабушкой подарили ему пони. 

У Магафуровых большой добротный дом. 88 квадратных метра. В доме все удобства. Салават постарался максимально облегчить сельский быт, чтобы супруге не надрываться.

Магафуровы не забывают и об односельчанах. В День пожилых людей оказывают помощь, сейчас, во время поста Рамазан, пожилым раздали мясо. Выделили средства во время сбора гуманитарной помощи бойцам СВО. «Когда помогаешь людям, Аллах поможет тебе», - такой принцип у Магафуровых.

А еще обеспечивают работой табунщика. Населенные пункты этой части района находятся недалеко от Челябинской области и здешний народ сильно страдает от конокрадов-гастролеров. По старинке на вольный выпас скотину пускать страшно – в момент уведут. У самих не раз пропадало. Потому Салават Зикатович брал в свой табун лошадей у населения даже из соседних деревень.

- Мне от этого и особой пользы-то не было. Скорее, наоборот: если лошадь терялся, сам возмещал ущерб. Желающих стало очень много, сейчас многим приходится отказывать, ибо свое поголовье заметно выросло, - рассказывает Салават Магафуров.

Как оказалось, сейчас большую опасность представляют волки. Каждый год они нападают на лошадей. Только в этом году задрали больше полдесятка голов только из этой маленькой деревни.

 Жалобы селян на бесчинства волков зимой – уже привычное дело для современной России. Обычно, когда снег становится глубже 40-50 сантиметров, серым хищникам сложно настигнуть лесную добычу. Вот тогда они нападают на домашних животных. Решить проблему можно лишь с помощью охотников. Но не каждому под силу добыть такого умного и осторожного хищника. Кроме того, дело это очень затратное, требует и денег на ГСМ и патроны, и времени, и усилий, а вознаграждение – кот наплакал.  Проблему как-то надо бы решить.  Это ведь не тот случай, когда все и само собою как-нибудь рассосется. При такой вольготной жизни волков с каждым годом будет только больше и больше.

Башкиры издавна занимались коневодством, в этом они знают толк лучше многих других.  Коневодство – одно из лучших отраслей сельского хозяйства республики.  Наш район всегда славился коневодством. Если в прошлом году насчитывалось 6566 голов лошадей, то в этом году уже – 7607.

Надо бы больше поддерживать таких подвижников, как Магафуровы.  Скажем так, дойная корова – она и в Африке корова. А вот разведение башкирской лошади – это не только культурно-экономическое наследие и все такое, но и возможно - билет в светлое будущее. Поясню – с глобализацией экономики, в том числе сельского хозяйства, нашим аграрникам все сложнее конкурировать с производителями, находящимися в более благоприятных климатических условиях. Да что там много говорить, вот даже в наших Учалах мучная и молочная продукция завозится со стороны. А вот мясное и кумысное коневодство даже в таких условиях может и должно остаться на плаву - благодаря уникальности и максимальной приспособленности к местным природным условиях. Не знаю, насколько достоверно, но приходилось слышать: дескать, Заки Валиди, проживая в Турции и тоскуя по родине, пытался там организовать кумысоделие. Ничего путного не вышло – и кобылы другие, и трава, и климат не тот.   Лучший, аутентичный и самый вкусный кумыс и казы с картой (деликатесы из конины) родом исключительно с Урала!

Автор:Аниса Янбаева
Читайте нас: