замат Мухаметов и Зуфар Гибаев – оба учалинцы, ветераны МВД, подполковники в отставке.
Ранее пути не пересекались
Однако ранее они знакомы не были, и пути их не пересекались до мая 2023 года, когда подписали контракт на прохождение службы в зоне специальной военной операции.
Азамат Мухаметов родился в селе Уральск. После окончания местной школы учился в ПТУ, затем проходил срочную службу в должности авиамеханика в военно - воздушных силах в Прибалтике и Закавказье. Высшее экономическое образование получил в сельскохозяйственном институте в Уфе. Работал в отделе по борьбе с экономическими преступлениями в милиции, налоговой полиции, наркополиции. В 2006 году ушел на заслуженный отдых, трудился начальником службы внутреннего контроля и аудита банковской системы в Сибае, замдиректора по финансам и экономике НИИ в Уфе, позже возглавлял информационно-консультативный центр в районной администрации в Учалах.
Зуфар Гибаев родом из села Ахуново, позже его семья переехала в Узбекистан. После окончания школы в этой стране, он вернулся на Родину, поступил в педагогическое училище в Кумертау, получил профессию учителя физической культуры, затем – высшее образование. Работал в Кумертауском центре детского творчества заместителем директора по спорту, в центре здоровья в селе Петропавловка Челябинской области − замдиректора по воспитательной работе. В Учалах в милиции начинал инспектором по делам несовершеннолетних, трудился в отделе уголовного розыска, службу закончил заместителем начальника по оперативной работе. В 2021-м вышел на пенсию, затем стал начальником службы безопасности одного из банков.
В зоне боевых действий
Судьба свела наших героев в мае 2023 года.
– В 6 утра мы встретились возле военкомата. Нас оказалось 12 человек. Конечно, нелегко было принять такое решение, но все осознавали, что ребятам там, «за ленточкой», нужна помощь. Стыдно будет потом, – рассказывает Зуфар Гибаев. – Тем более и я, и Азамат Мухаметович – люди, которые много лет служили закону, и наши знания и опыт могли быть полезными в зоне боевых действий.
– Мои отец и дядя – участники Великой Отечественной войны. Они для меня пример, и я не мог остаться в стороне, −поясняет Азамат Мухаметович, который даже своей семье не сказал, что отправился на СВО.
Учебные курсы мужчины проходили в военной части в Алкино, потом в составе полка «Башкортостан» во взводе противотанковых управляемых ракет отправились в Кременную Луганской Народной Республики. «Атрум» – такой позывной у Мухаметова, связанный с японской мифологией. «Искандар» – так назвался Гибаев в честь деда, участника Великой Отечественной войны. Учалинцев назначили командирами отделения. Им поставили позиции на «кресте» – перекрестке дорог. Это опасное направление, где мог произойти танковый прорыв. Задача стояла не допустить этого. Также бойцы следили за тем, чтобы не могли пройти диверсионно - разведывательные группы противников.
– Понимаете, везде поля, пахоты, а потом идут посадки, вдоль них проходит дорога. Вся территория заминирована. Единственный проход – вдоль лесополосы. Мы держали этот «крест», чтобы враги не могли пройти, – объясняет Зуфар Рашитович.
Хранят флаги
Мужчины рассказывают, что на этом опасном участке порой не могли даже из блиндажей выйти: постоянно летали дроны, била артиллерия… Четыре месяца они охраняли этот участок. Спали по очереди: полночи – один, полночи – другой. Нельзя было терять бдительность. Бойцам не раз приходилось лицом к лицу сталкиваться с опасностью. Каждое утро прилетали дроны и начинали разведывать обстановку. Если выйти наружу, был велик риск наступить на кассетные боеприпасы, которые на вид ничем не отличаются от дубовых листов.
По словам учалинцев, с обеспечением проблем нет. Бойцов полка «Башкортостан» снабжали всем необходимым: республика доставляла много продуктов, вплоть до сладостей.
– Мы поняли, что приехали не зря, когда увидели, как жило местное население. Развитие там остановилось со времен развала Советского Союза: старые покошенные дома, разрушенные дороги, никакой инфраструктуры, – вспоминает Зуфар Рашитович. – Жители нас принимали радушно. Благодарили за то, что наконец-то пришли и встали на их защиту. Плакали, обнимали, многие до сих пор хранят советские флаги.
С собой был амулет
Мужчины даже взяли под шефство девочку-подростка. Несмотря на то что ей было 13 лет, выглядела она лет на пять младше: маленькая, худая. Ее мать расстреляли нацисты, отца не было, отчим безбожно пил. Наши солдаты кормили ее, давали продукты, поговорили с родителем, убедили его не пить. И он, действительно, пока учалинцы находились там, даже капли в рот не брал. К сожалению, созвониться с ребенком сейчас не удается: в том районе проблемы со связью.
– Ни разу не пожалели, что приехали сюда. Здесь наши люди, россияне. Мы нужны им, – говорит Гибаев.
Ветераны МВД признаются, что «за ленточкой» нет разделения на милиционеров, полицейских и жуликов. Им довелось плечом к плечу воевать даже с теми, с кем они когда-то были по разные стороны баррикад.
– Ни один из них не сказал худого слова. Хотя перед тем, как отправиться на СВО, у меня появлялась мысль, а вдруг кто-то из бывших заключенных будет что-то иметь против, – рассуждает Гибаев.
– Там нет чужих. Все братья. В ноябре прислали батальон из Сибири, где все были из тюрем. Мы им помогали продуктами, поддерживали друг друга, – заключает Мухаметов.
Оба отметили, что на войне даже самые ярые атеисты начинают верить в Бога. У Зуфара Рашитовича всегда с собой был амулет, который ему привезли с Мекки. У Азамата Мухаметовича тоже есть, он всегда его носит с собой.
– Когда спустя полгода отправились домой, не могли наслушаться тишины. Ее мы ощутили, подъезжая к Луганску. Дома вышли в магазин, а там много людей. Первая мысль: «Почему они не прячутся, а вдруг прилет?» – продолжает Азамат Мухаметов.
Сейчас герои вернулись, но не исключают того, что вновь отправятся на территорию проведения специальной военной операции.