С чем же ассоциируется слово «война» у ветерана? Оказалось, не с подвигами и героическими победами, а со смертью. До сих пор перед его глазами – поднимаются в атаку и сразу попадают под шквальный огонь из японского дота. А потом оказалось, ошибся наш минометчик, обстрелял свои же позиции. Так сказать – «дружественный огонь». У товарища его, уфимца, оторвало руку. А ведь он шел совсем рядом…
Хотя с немцами воевать ему не пришлось, в непродолжительной войне с японцами также пришлось сполна прочувствовать, что она из себя представляет. Война для него закончилась тяжелым ранением.
А еще это страшное слово ассоциируется у него с огуречным полем… Они тогда остановились на пять минут на передышку. Возле огуречного поля. Казалось бы, совсем неопытные солдаты-неумехи, всего лишь отделение. Ан нет, проявили себя с лучшей стороны, захватили тихо без потерь такое же отделение японцев в плен. Они лежали в засаде в том поле, чтобы взрывать наступающую советскую технику. Заметили ноги одного врага в зелени, быстро сориентировались и решительно действовали. Он, командир этого отделения Ахмет Валеев, за успешно спланированную и осуществленную операцию был удостоен ордена Славы III степени.
Круглый сирота, ему еще в детстве пришлось испытать все тяготы жизни. Он рос у сестры мамы. Пас скот с малолетнего возраста, а затем, будучи подростком, успешно освоил колхозную технику. И на посевной, и на уборке участвовал. Его призвали в декабре 1944 года, тогда ему было всего 17.
- Когда мне дали форму на учебке, я не поверил своим глазам. И радовался. Такая одежда и еда показались невиданной роскошью. Ведь мы поначалу были щупленькие от недоедания и тяжелой работы, в оборванной одежде, внешне походили на подростков. Но к азам военным подготовки относились серьезно, учились на совесть. Ведь были патриотами, стремились на защиту, а еще переживали, как бы войну без нас закончили, - вспоминает Ахмет Хажиевич.
Его, смышленого и старательного, заметили, на фронт попал уже командиром отделения, освоил ручной пулемет. Хорошо стрелял.
На войну с Японией попал в самом начале. Участвовал в Маньчжурской наступательной операции. Красная Армия вынуждена была тогда наступать в сложных условиях:
- В Маньчжурии шли сильные дожди, разливались горные реки, грунтовые дороги становились непроезжими. Помню, мы сидели в окопах, которые нам были по грудь. И за короткое время они наполнялись водой. Но, несмотря на это, наступление шло стремительно, - вспоминает наш герой.
Уже 14 августа правительство в Токио приняло решение передать по радио декларацию императора Хирохито о капитуляции. Казалось бы, война закончилась, но на самом деле, она продолжалась. Японцы не прекращали оказывать сопротивление. Особенно напряженные бои в труднейших условиях горно-таежной местности развернулись за китайский город Муданьцзян, бывшим опорным пунктом японских войск. На подступах к городу сражения часто переходили в рукопашные схватки, но и никто не смог сдержать порыв Красной Армии, освободившей Муданьцзян 16 августа. В боях за этот город участвовал и Ахмет Валеев. И был тяжело ранен в ногу. Его даже потом проверяли на порох. Мол, не сам ли нанес себе увечье, чтобы слинять с войны. Оскорбился он тогда, ведь о том, что бывали такие случаи, в госпитале и услышал. Оказалось, если ранение в ногу или в руку, всех проверяли, не пахнет ли порохом, что свидетельствовало бы о членовредительстве. Конечно, не подтвердилось. Он тогда потерял много крови и практически находился между жизнью и смертью. Странно, конечно, но слово «война» ассоциируется у него и …вином «Кагор». Его состояние никак не улучшалось, не мог есть, исхудал весь, и тогда пригласили профессора, а он, осмотрев его, сказал, что раненому надо два раза в день в обед и вечер давать по 25 гр вина «Кагор». И ведь помогло. А он тогда впервые попробовал на вкус вино.
Долго пришлось лечиться, перенес еще одну операцию. В итоге его комиссовали, домой вернулся в 1946 году. Еще тогда дали инвалидность (II группа), но вспомнил о нем только уже перед выходом на пенсию. Всю жизнь трудился на трудных работах. Сначала в колхозе, потом шесть лет прожил в Караганде, в угольной шахте шахтером, а вернувшись в Учалы проработал в АТП 22 года водителем грузового автомобиля. У него много наград, в том числе еще и орден Отечественной войны. Ахмет Хажиевич и сегодня держится молодцом, разве что раненая нога напоминает все время, не давая забыть слово «война»...