Все новости
Общество
23 Февраля 2023, 11:34

За бой на границе

 удостоился Айдар Хуснуллин ордена Красной Звезды   «…Атаковали нас со стороны Пакистана. А нас всего пятеро. Притом из опытных я и заместитель командира роты, а еще медик и двое молодых, которые, как только началась стрельба, растерялись, головы не поднимают, норовят вжаться в камень»…

За бой на границе
За бой на границе

Скромный, почтительный при разговоре со старшим по возрасту и обстоятельный, как и большинство бывших деревенских парней. Да, именно эпитет “обстоятельный” очень даже хорошо подходит как к его манере разговора, так и ко всему облику. Таких легко представить что с косой на лугу, так и с Калашниковым в горных ущельях. Основательно и вдумчиво будут выполнять любой труд. Война ведь тоже работа, ратная работа. Кавалер ордена Красной ЗвездыАйдар Хуснуллин родом из деревни Имангулово. Вырос в многодетной семье.
В 1985 году окончил школу. Вопрос служить или не служить, не стоял в принципе. Отец, после него и братишка, а потом и сын, родственники - все исполняли воинский долг, как было принято в роду Хуснуллиных. Сразу пошел в местную автошколу. В то время многие учалинцы проходили подготовку на водителя, чтобы потом служить военными водителями.

14 апреля призвали в армию вместе с одноклассником Уралом Шариповым. После “учебки” попали в Афганистан, только роты разные.
- Хотя об этой стране мало говорили, но знали, что там идет война. В Уфе на сборном пункте спросили про наше желание выполнять интернациональный долг, подал рапорт, но думал, что, как и многих наших ребят из Учалинского района, направят водителем. Но у судьбы, а также у "покупателей", видимо, имелись другие планы, - улыбается наш герой. - Уже когда приехали в Оренбург, в лагере сказали - направлен в воздушно-десантные войска. В десантники выбирали жестко, а у меня был первый взрослый разряд по лыжам, первый юношеский по бегу и по стрельбе.
В конце апреля нас повезли в Узбекистан, в Фергану. Жили в казарме, всего четыре роты. Вадим Габбасов, Александр Фаизов, Азат Таипов, Ринат Аминев и другие - нас было много из Учалов. Во взводе половина бойцов из Башкирии. В школе проходили начальную военную подготовку и в армию шли пусть немного, но подготовленными, умели разбирать и собирать автомат, стрелять, азы строевой. Серьезная подготовка шла в течение шести месяцев. Нас учили рукопашному бою и так далее, а в особенности - умению действовать в горах и стрельбе. Во время “учебки” четыре раза прыгали с парашютом. И, что удивительно, в первый раз совсем не боязно, во-второй – пришлось напрячь волю, преодолеть страх, а там и привыкаешь, - рассказывает он. – Впрочем, парашютная подготовка “за речкой” не понадобилась.

Пока будешь раскачиваться под куполом, сто раз успеют “снять” с земли. Да и как-то несподручно приземляться в горах, где скалы чередуются с ущельями и пропастями, протащит ветром по земле, в прямом смысле костей не соберешь. А так, зависнет “борт” над господствующей высоткой, быстро-быстро прыгаем вниз и сразу занимаем круговую оборону. Вертолет быстрее улетает, а то ведь душманы очухаются, могут и сбить.
А поначалу, после шести месяцев основательной подготовки, привезли их в Кабул.
- Вид сверху поначалу меня сильно разочаровал, и это разве столица, думаю, на вид - какой-то кишлак, -улыбается собеседник. -Позже, когда начали выходить на патрулирование, увидели и красоты столицы. А служил я в 103-й воздушной дивизии, 350-ом полку. Коротко называли «полтинником». Рядом был артиллерийский полк. Условия хорошие, клуб отличный, в то время как раз создавался ставший потом популярным ансамбль «Голубые береты». Только вот некогда было ходить в очаг культуры. Вернешься с боевого выхода, только чуток отдохнул, снова на задание
 - А первую боевую вылазку помните?
- Конечно, такие воспоминания на всю оставшуюся жизнь. Да и мудрено забыть – как заняли высоту, так нас свои же “вертушки” по ошибке чуть и не угрохали. Это действительно страшно, когда на тебя несется вертолет и изрыгает огонь. Ладно, успели обозначиться. Еще один раз было такое. Тогда лежали на границе с Пакистаном. Внизу кишлак. Ребята пошли за водой. Остался один, слежу за обстановкой внизу. Тут сверху внезапно возникает вертолет и начинает прицельно стрелять по мне. Ладно, ученый уже был, выкинул дымовую шашку, сам вжался в камень... Ребята прибежали, думали, что уже живого не застанут. В основном боевая задача заключалась в сопровождении колонн. Разведка и прикрытие.Вот выспрашиваете, было ли страшно? Когда несетсявертолет, да, страшно, а в остальном ничего особо и не боялись.Наверное, из-за молодости. Да и десантуре по определению не положено проявлять слабость, у нас своя, особая гордость!

Из всей службы в Афганистане, то есть из 1,5 года, в общей сложности в полку им удалось побыть только три месяца, в остальное время все время находились на боевых вылазках, выполняя самые непростые задачи. К примеру, во время операции «Магистраль» они безвылазно находились в горах с октября 1987 до февраля 1988 года.

Наша справка. Операция «Магистраль» – крупномасштабная «воздушно-наземная» плановая общевойсковая операция частей и соединений Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане и правительственных cил ДРА в труднодоступном массиве «Сулеймановы горы» в период с 23 ноября по 10 января 1987– 1988 годов на широком фронте провинций Пактия и Хост в зоне афгано-пакистанской границы спривлечением значительных сил и средств. Поддержка афганской армии в районе Хост по уничтожению базового района «Джавара» с целью прорыва многолетней военной и экономической блокады округа Хост и срыва замыслов руководства контрреволюции по отторжению округа от государства Афганистан.

Именно там Айдар Сабирович получил контузию.
- У роты было три точки. Наша - самая крайняя, впритык с Пакистаном. Задача взвода – прикрытие границы. На вертолетах перебросили сухпай и основной состав нашего подразделения ушел за продовольствием. Идти далеко. Видимо, сработала разведка душманов, они только этого и ждали. Атаковали нас со стороны Пакистана. А нас всего пятеро. Притом из опытных я и заместитель командира роты, а еще медик и двое молодых, которые, как только началась стрельба, растерялись, головы не поднимают, норовят вжаться в камень. Кое-как растормошил, приказал снаряжать магазины. Ведь не успеешь глазом моргнуть, рожок уже пустой. Так и растормошил, включились в бой. Рядом со мной и офицером разорвался заряд гранатомета.... Обоих контузило, не потеряли сознание и то хорошо, сумели продержаться, пока наши не вернулись, - рассказывает он.

Таких неординарных рискованных операций было не мало. За проявленную храбрость при выполнении боевых задач и за тот бой Айдар Хуснуллин получил орден Красной Звезды. А до этого был представлен на медаль «За отвагу». А дело было так. Поставили задачу - разведывать местность и найти склады противника. Айдар Сабирович обнаружил аж три схрона. Из одной пещеры боеприпасы целый день потом перетаскивали. Для несведущих людей надо пояснить – задача не только в том, чтобы найти тайник, но при этом еще и остаться в живых. Вот и на этот раз вовремя успел обнаружить коварно расставленную на “растяжку” гранату.

Прошу рассказать, а какими были его боевые товарищи?
- Как и везде -люди все разные. Да и потом, ходить по горам не то, что целый день, а неделями и даже месяцами, не каждый выдержит такую нагрузку. Да еще под палящим солнцем.Особенно городским было тяжело, если не имелось физической подготовки. Молодые иногда не выдерживали, падали с ног, приходилось и за них таскать груз. А рюкзак-то немаленький, порою тяжелее своего веса. Постепенно, конечно, привыкали, но в первое время некоторые ломались, не выдерживали. Таких никто не держал, переводили в другие места несения службы. Не в бирюльки же играем, тут шла серьезная, опасная работа. Самый выносливый народ? В любом народе есть свои герои и трусы. Таджики запомнились. Храбрые воины, к тому же горный народ, привычная обстановка и климат, наверное, и легче им было. А еще башкиры, конечно. Это и командиры отмечали, мы все, обычно, дисциплинированные и надежные.
Вернулся наш герой домой летом 1988 года. Тогда только-только начинали вывод советских войск из Афганистана. Их даже хотели оставить до конца, но в итоге решили демобилизовать. Повлияло то, что в марте в роте были потери. Командир роты и механик-водитель погибли прямо у всех на глазах. Возвращались, выполнив задание, и тут со стороны кишлака начался обстрел. Всем было особенно горько - погибли под самый занавес военной кампании, когда все всеми мыслями были на Родине, казалось, уже провели свой последний бой...

После армии он отучился на проходчика. 25 летшахтерского стажа и шесть лет службы в органах внутренних дел. Сейчас работает в подземном руднике Учалинского горно-обогатительного комбината машинистов погрузочно-доставочной машины,  хотя уже на пенсии – вышел по первому списку. Отец трех детей.
- Сейчас, конечно, другая война, спецтехника, спецоборудование – самое современное. Даже зависть берет – насколько нам было бы легче, появись тогда квадрокоптеры, все ущелья и расселины просматривали бы сверху.... Как бы там ни было, наш советский, российский солдат во все времена отличался храбростью и сноровкой. Так было, так и есть, - подытожил беседу воин-интернационалист Айдар Хуснуллин.
Аниса Янбаева.

 

 

Автор:Аниса Янбаева.
Читайте нас: