Глава большого семейства Абдулла агай вернулся с русско-японской войны инвалидом. Хотя был круглой сиротой, рос у зажиточного дяди. Поэтому и просватали за него дочь богатого селянина.
Когда началось раскулачивание, он, заранее почувствовав приближающиеся неспокойные времена, все имущество добровольно сдал в колхоз. Затем поехал в Ильинку и устроился простым кучером в местную артель. Фахрниса апай удостоилась звания «Мать-героиня», дав жизнь пятнадцати детям. Из них на начало войны в живых оставалось девять. Провожая на фронт шестерых сыновей одного за другим, она горько причитала: «Видимо, растила вас для войны». Супруг ее успокаивал: «Не горюй, вернутся наши солдаты-соколы с победой и орденами, не посрамят своего отца, старого воина». Так и случилось. Но вот только самому ему не суждено было их дождаться: он ушел в 1943 году. Фахрниса апай прожила почти до ста лет. Как рассказывают внуки, была примером для них, никогда плохого не говорила о людях. Всегда сдержанная, спокойная и сильная духом. Потом уже ослепла, но близкие ни разу не слышали, чтобы она жаловалась.
Согласитесь, случай с Гатауллиными на самом деле самый что ни на есть уникальный – с фронта вернулись все шестеро братьев. Только не думайте, что им посчастливилось отсидеться где-то в штабе или в тыловых частях. Они воевали на передовой. Калимулла служил в пехоте на Ленинградском фронте. Из своего «Максима» пулеметчик уложил не одного фрица. Чудом остался жив, был тяжело ранен, на лютом холоде отморозил ноги. После войны работал кучером. Галимулла – кадровый офицер, еще в 30-е воевал в Узбекистане с басмачами. За храбрость отмечен именными часами командования. Вернувшись в родные края, трудился инструктором в местном отделении ОСОВИАХИМа. Понятно, на фронт его призвали одним из первых. Командовал кавалерийским эскадроном. Воевал в составе I и II Украинских фронтов. И тоже еле выжил. Вернулся домой инвалидом. За проявленную храбрость награжден орденами Отечественной войны I и II степеней. После войны был инструктором райкома, председателем колхоза...
Габдрахим призвался в 1942-м. Служил связистом. Принимал участие в освобождении Польши, Чехословакии. Сержант Гатауллин – один из тех бойцов, которые брали печально известные своей неприступностью Сандомирские укрепления. Имеет два ордена Отечественной войны II степени. После войны работал мастером в старательской артели, директором рыбзавода.
Рашит и Барый окончили училище офицеров и в звании лейтенантов начали свой боевой путь в 1941 году. Рашит – по линии химической защиты в танковых войсках, Барый – зенитчиком. Начальник службы химической защиты полка танковых войск Рашит Гатауллин является кавалером трех орденов Красной Звезды и трех орденов Отечественной войны. «Разные тропинки выпадают человеку. Бывают они радостными, по ним шагать веселее. Чаще же трудные, но и их можно пройти. Но дороги войны особые и тяжелы по-особому: каждая выбоина помнится до мельчайших деталей», – писал он в своих воспоминаниях.
Будучи ребенком, Рашит говорил родителям: «Я непременно стану офицером». В десятилетнем возрасте сломал ногу, катаясь на коньках. Легкая хромота осталась на всю жизнь. Отец сказал тогда: «Все, сынок, не быть тебе офицером. Как школу закончишь, иди работать киномехаником». Но мальчишеская мечта, наверное, была слишком сильной. Уже в двадцать лет командовал батальоном.
Кстати, его супруга тоже была участником войны, они познакомились в госпитале. Старший лейтенант Амина Галимовна выходила его, тяжелораненого и умирающего. Как рассказала их дочь Найля Рашитовна, мама, чтобы спасти отца (к тому времени они даже не были женаты), отдала одной женщине самое дорогое, что у нее имелось, – золотой перстень. Взамен бабушка поила Рашита целебным козьим молоком. Так он и встал на ноги. Поженились в победном 1945-м. Жаль, сама Амина Галимовна прожила недолго. Умерла в возрасте 38 лет. Рашит Абдуллович дослужился до звания подполковника.
Барыя Гатауллина после окончания зенитного училища направили на передовую. Он награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней. Дослужился до командира полка ракетно-зенитных войск. Полковник в отставке проживал в Прибалтике в городе Паланга. К слову, профессию военного выбрал и его сын Валерий. Он тоже дослужился до звания полковника.
Еще один уникальный момент, связанный с Гатауллиными. Габдрахиму и Барыю довелось встретиться на перекрестках фронтовых дорог. Тогда первый тянул линию связи на передовую и услышал, что его зовут по имени. Каково же было удивление, когда увидел перед собой родного брата. Сначала оба стояли как вкопанные, не веря своим глазам. Что тут скажешь, подарок судьбы.
Шестой из братьев Рифкат Абдуллович родился в 1925 году. Призывался он в июне 1943-го, восемнадцать лет ему исполнилось уже на фронте. Кавалер орденов Славы III степени и Отечественной войны II степени, предпоследний среди братьев, сержант Гатауллин был артиллеристом-наводчиком 76-миллиметровой пушки. После трех месяцев учебки попал на Украинский фронт. Затем в составе седьмого гвардейского Краснознаменного корпуса 32-й стрелковой артиллерийской бригады третьего Белорусского фронта под командованием маршала Василевского принимал участие в освобождении Восточной Пруссии, Литвы, Эстонии, Польши. Он был уверен, что решающую роль в разгроме гитлеровцев сыграли именно артиллеристы. «Не будь наших «катюш», кто знает, как долго еще продолжалась бы война, – считал он и немного жалел, что не довелось ему поработать на этих грозных боевых машинах, поскольку допускались только специалисты особого ранга.
Боевой орден Славы III степени получил за успешное форсирование реки Одер и занятие плацдарма. К сожалению, ему не суждено было добить врага в его логове. 19 марта 1945 г. в Карпатах его тяжело ранило. Сначала он лечился в одном из госпиталей Баку, затем отправился в Кировобад. День Победы встретил в госпитале. И вот что интересно: ушел на фронт 10 июня и именно в этот день, ровно через два года переступил родной порог. Вернувшись инвалидом второй группы, мог бы и дома сидеть или хотя бы трудиться на легкой работе. Но он выбрал одну из самых тяжелых профессий – профессию горняка. 49 лет трудового стажа на родном горно-обогатительном комбинате. За самоотверженный труд награжден медалью «За трудовую доблесть».
Седьмому из братьев Камилю не суждено было воевать. Он 1930 года рождения. Но и младший в семье не посрамил свою фамилию. Долгое время работал главным врачом центральной больницы. Он – заслуженный врач республики, почетный гражданин города Учалы и Учалинского района. К сожалению, и его уже нет в живых.
Мне посчастливилось пообщаться с Рифкатом Абдулловичем. И вот что он говорил: «Мы – счастливчики. Вон у моей покойной жены Сании на фронт ушли отец и пятеро братьев, так же, как и у нас, а вернулся лишь один, да и тот прожил недолго. Пятеро из нас были коммунистами, идейными ленинцами. Партбилет я до сих пор бережно храню. А родители – глубоко религиозные люди. Читали намазы, соблюдали посты. Ну что тут скажешь? На мой взгляд, куда важнее, как ты живешь, чисты ли помыслы. Мы старались всегда поступать по совести. Еще в 1940 году устроился учетчиком в артель старателей имени Ленина. А от его работы зависит, кому какую выработку напишут и кому сколько зарплаты достанется. Так вот, всегда старался не обижать людей, даже больше указывал, чем они отработали».
Ему было 85 лет, когда с ним познакомилась. Не удержавшись, спросила о секретах долголетия: «Никогда никому не завидовал. Если душа спокойна, значит, нервы тоже, спишь хорошо, сердце не шалит. Еще всегда работал. Труд – самый хороший лекарь».
Из большой семьи Гатауллиных жива на сегодняшний день только одна из сестер – Флюра. Она живет в Кемерово, сейчас находится на заслуженном отдыхе. В свое время заведовала книжным магазином в городе шахтеров. Старшая из сестер Мухтарама всю жизнь прожила в Рысаево. Ее муж погиб на фронте в боях за освобождение Украины. Она сохранила верность, так и не вышла замуж, одна воспитала двоих детей.