Все новости
Культура
19 Февраля , 10:31

В мире чёрно-белых клавиш

Преподаватель Детской музыкальной школы №1 по классу фортепиано Ирина Мамедова считает, что любая дорога к профессии начинается в детстве: «Для меня она стала счастливой, для моих родителей – сложной, потому что в шестидесятые годы музыкальное образование стоило дорого».

В мире чёрно-белых клавиш
В мире чёрно-белых клавиш
Громоздкое черное пианино «Урал» в 526 рублей 50 копеек было куплено в кредит, ежемесячная плата за обучение составляла 23 рубля и равнялась четвертой части среднемесячной зарплаты жителя Советского Союза. Анна Михайловна и Геннадий Иванович, совершившие этот финансовый подвиг, мечтали о том, что их дочь будет жить в прекрасном мире музыки, но особенно строго не следили за тем, как она занимается. Ирине самой нравилось повторять гаммы, «воспитывать» пальцы, заучивать наизусть нотные тексты классических произведений, петь в хоре и получать твердые пятерки за старательность и музыкальные способности. Они и привели 15-летнюю девочку из Сибая в Учалы, где она решила получить профессиональное образование. Здесь ей повезло так же, как с родителями. Ирина была зачислена в класс опытнейшего инструменталиста и педагога Ольги Александровны Пургиной, чьи требования сводились к исторической фразе: «У вас не должно быть свободного времени – вы его обязаны проводить за инструментом!»
Флора Ягафаровна Тимирова стала наставником на втором курсе, которая тоже считала, что теорию необходимо закреплять постоянной игрой на черно-белых клавишах. С ними связаны самые интересные воспоминания Ирины Геннадьевны о прошлом: «Студентов было много, в очередь на пианино надо было записываться заранее. Самое доступное время – раннее утро. Если повезет, играли по два часа, нет – по одному». И поскольку будущие профессиональные музыканты жили на квартирах, то учебный день часто начинался в половине пятого утра.
– Пятнадцать минут, чтобы заправить постель и умыться, еще пятнадцать – чтобы дойти до училища. Зато сколько было радости, если удавалось до начала первого урока поиграть на инструменте, − о себе, пятнадцатилетней, Ирина Геннадьевна рассказывает с удивлением, − неужели мы были настолько ответственными и самостоятельными, что затемно выходили в город и бежали по его пустым, неосвещенным улицам, чтобы успеть занять пианино?
В училище (нынешнем колледже искусств и культуры) еще остались инструменты, чьи педали износились до дыр благодаря усердию студентов поколения 70-х, которые любили играть Баха и Гайдна в предрассветные часы. Ирина Мамедова завершила его в 1979-м и начала работать в знаменитой Детской музыкальной школе №1. В первый же год ей доверили довести до дипломов учениц выпускного класса Лилю Ниятбаеву, Вилию Ярову, Лилю Ишмакову. С тех пор прошло 45 лет, а количество тех, кого Ирина Геннадьевна научила играть на фортепиано, достигло семидесяти. В их числе 12 инструменталистов, связавших судьбы с детским музыкальным образованием, трое из них работают в одном коллективе со своим учителем. Екатерина Зайнуллина руководит самой младшей группой школьного хора, Кристина Ерденбекова возглавляет теоретическое отделение, заведующая фортепианным отделением Анна Одоева тоже является ее любимой ученицей. «Нелюбимых нет», – говорит Ирина Геннадьевна, уточняя, что за 45 лет деятельности коллеги привели в ее учебный класс 20 собственных детей, что является признанием профессионализма преподавателя по классу фортепиано. В четырехлетнем возрасте начали учиться у знаменитого педагога Галия Хамидуллина и Антон Баранов.
По словам Ирины Мамедовой, работа с ними дала возможность приобрести двух верных друзей, а также убедиться в трудолюбии и неоспоримом таланте сегодняшних поколений. Антон в свое время занял первое место во Всероссийском конкурсе юных музыкантов, был награжден специальным призом Уфимской академии искусств и получил приглашение продолжить обучение в музыкальной школе Москвы. Галия Хамидуллина в семь лет стала лидером Международного фестиваля юных пианистов памяти Ференца Листа в венгерском Будапеште.
В данное время уникальные ученики Ирины Геннадьевны получают высшее образование в технических вузах, изучая аэрокосмические технологии и принципы строительства уникальных зданий и сооружений, но музыка постоянно присутствует в их жизни. Если москвичка Галия до сих пор талантливо передает проникновенный характер произведений Шумана, а Антон, проживающий в Челябинске, – настроение Баха, Гайдна, Грига, значит, они имеют такой же богатый внутренний мир и понимают ценность нескольких лет, проведенных в музыкальной школе. Приезжая в Учалы, оба первым делом бегут к фортепиано, наигрывая новые мелодии и вспоминая великих классиков, произведения которых учились играть вместе с любимым учителем музыки. «Спасибо за беспокойные дни, до сих пор вспоминаю ваше терпение и постоянную заботу», – пишут они в телефонных сообщениях, используя любой удобный случай, чтобы выразить благодарность за кропотливый труд, вложенный в формирование их музыкальных вкусов и характеров.
Лучшим другом и наставником считают ее маленькие пианистки Амалия Гафурова и Елизавета Курбатова, а опытный музыкант не перестает радоваться за своих воспитанниц, которые так же ярко, как Анастасия Петрукович, проявляют себя в качестве дирижера, или же, как Назгуль Гайфуллина, совершенствуют навыки вокалиста и инструменталиста. Сегодняшняя мечта опытного педагога, воспитавшего не одно поколение профессиональных музыкантов, – увидеть, как сложится профессиональная биография школьницы Васили Бикбаевой. «Так хочется, чтобы продолжила музыкальное образование. Из нее получится и прекрасный исполнитель, и внимательный педагог. Она настолько ритмична, старательна, умна, что нет желания отпускать ее в другую сферу, – говорит Ирина Геннадьевна, которая считает профессию преподавателя творческих дисциплин перспективной, а судьбу своих коллег благодарной. – Нас окружают талантливейшие дети, и мы бываем вдвойне счастливы, когда ученики связывают будущее с музыкой».
В этом году Детская музыкальная школа отмечает 60-й день рождения. По мнению преподавателя, коллектив может повторить этот путь и прожить еще 60 таких же блистательных лет, поскольку он целеустремленно работает над перспективами. На этой неделе в Учалах состоится Региональный фортепианный конкурс этюдов «Юный виртуоз». В нем примут участие более 30 исполнителей из Бирска, Межгорья, Бурзянского района, Ахуново, Миндяка, Кунакбаево, села Учалы, и, конечно же, фортепианного отделения первой музыкальной школы, которая никогда не испытывала недостатка в желающих научиться играть на пианино.
 
Номер газеты: № 7 (16.02.2024 г.)
Автор:Мавлия Рахимова
Читайте нас: